Творогова Жанна Геннадьевна учитель-логопед МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 146"
«Кинетический песок в логопедической работе с детьми с нарушением зрения»«Кинетический песок в логопедической работе с детьми с нарушением зрения»
Подготовила: Творогова Жанна Геннадьевна учитель - логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №146»
«Врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим»,- пишет Л.С. Выгодский. Все последующие исследования в дефектологии подтвердили правдивость выводов Л.С.Выгодского о том, что существование некоторого разрыва между социальным фактором и биологическим предопределяет весь ход психофизического развития ребенка с особыми нуждами. Особенно в том случае, когда у ребенка с нарушением зрения недостает точных, полноценных образов предметов и компенсаторных способов их восприятия. Все это определяет коррекционную работу как регулирующую и активизирующую все психические процессы в их системной взаимосвязи. Неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность зрительно-пространственной ориентировки предопределяет и общую обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей. При этом наблюдается качественное снижение речевого развития при выполнении заданий на описание объектов реального мира, даже в тех случаях, когда дети с этими объектами находятся практически в постоянном контакте. В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями зрения и речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в коррекционные группы детских садов компенсирующего вида также растет. Нарушение речи детей затрагивают различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую, лексическую, грамматическую. У детей с нарушением зрения представление об окружающем мире не может сложиться без тактильно-двигательного и тактильно - кинестического восприятия, так как оно лежит в основе их чувственного познания. Для успешной коррекции речи и моторики у детей, я использую в своей работе песок. 1.Основные подходы к песочной терапии. .Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. А как известно основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Кинетический песок - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса. Процесс автоматизации звуков может быть длительный и однообразный, использование песка для работы над исправлением речи превращает монотонные занятия в увлекательный процесс. Работая с кинетическим песком развивается умение у ребенка с нарушением зрения прислушиваться и проговаривать свои ощущения, также происходит компенсация и коррекция нарушенных функций: зрительных, речевых, психических. Дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов. Он был создан 2013 году. Состоит песок на 98% из чистого песка и 2% - силиконового полимера и напоминает влажный морской песок. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках. Развитие кинестетического контроля во время выполнения действий с песком является эффективным средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в формировании двигательных навыков. Он не сохнет, не имеет резкого запаха. С ним можно работать на любой поверхности. Он не прихотлив в хранении. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами . Используя кинетический песок, я решаю следующие задачи: — развитие фонематических представлений — совершенствование грамматического строя речи; — автоматизация поставленных звуков; — развитие связной речи; — формирование слоговой структуры слова; — развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения. Значительная часть детей с косоглазием и амблиопией имеет серьезные расстройства по типу эписиндрома и энцефалопатии. Большую группу составляют дети с гипердинамическим синдромом, их отличает повышенная возбудимость, трудная включаемость в процесс обучения, малая работоспособность и быстрая утомляемость. Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям. Правила игры с песком Здесь нельзя толкаться, драться И песком в друзей кидаться! Можно мять песок, катать, Можно сказки сочинять. Строить, рисовать, лепить, И, конечно, говорить! 2.Пальчиковая гимнастика «Человечек» - ребёнок передвигает указательный и средний пальцы по песку , имитирую движение ног ; «Лыжник» - ребёнок ладошками «едет» скользящими движения по поверхности песка; «Дружные пальчики» - пальчики ладошек лежат на песке, разводятся в стороны и прижимаются друг к другу «ссорятся и мирятся», чередуя эти две позиции ; «Печем блины» - левая рука ребёнка касается песка ладонью, а правая рука -тыльной стороной. 3.Артикуляционная гимнастика «Змея» - улыбнуться, открыть рот, высунуть язычок изо рта, затем спрятать, пальчиками рисовать змейку на песке. «Слон» - вытянуть вперед губы трубочкой и набирать «водичку», слегка причмокивая при этом, пересыпать песок из одной ладошки в другую. «Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» . «Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении. «Месим тесто» - улыбнуться , открыть рот, покусать язык зубами – та-та-та, пошлепать язык губами – пя-пя-пя ; ладошками рук легко похлопывать по песку. 4.Совершенствование грамматического строя речи «Из чего сделан предмет?» Ребенок отыскиваетспрятанные в песке игрушки и называет прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан . родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось. «Остановки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Ребенок передвигает машинки по песочному полю от остановки к остановке (игрушки) и объясняет, куда он приехал и о местоположении машинки относительно других предметов. 5.Автоматизация звуков «Сильный мотор»- произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука. «Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку. «Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку . Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее. «Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками. «Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой. «Прыжки по камням». Дети лепят из песка болото, камни, лягушку. Перепрыгивая с одного камня на другой, проговаривают слоги «В поисках клада». Дети ищут в песке картинки, предметы, найдя картинку проговаривают: « Я нашел шапку….» Развитие фонематических представлений «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков. «Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук. «Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы. «Два города». Пространство делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда. «Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове. «Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий). 6.Формирование слоговой структуры слова «Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. «Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску. «Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги. 7.Развитие связной речи «Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке. «Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью. Дети способны придумывать удивительные сценарий игр, создать на песке интересные сооружение. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии. Проговаривая диалог любимого героя, общаясь с друзьями по игре, задействован важный познавательный процесс – речь. Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного и школьного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата. Шумные дети значительно успокоятся, а тихие, неразговорчивые активизируют свои силы и покажут все свои таланты. 8.Обучение грамоте «Веселая азбука». Ребёнок находит в песке пластмассовые буквы, обозначающие гласные или согласные звуки и называет их по заданию логопеда. «Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук. «Слепи букву» и «Почини букву» ребёнок лепит знакомую букву из песка или восстанавливает недостающие элементы буквы. Дает характеристику звука. 9.Заключение: Использование песочных игр с детьми способствует развитию речи, различных возможностей зрения, моторики рук, зрительно-моторной координации. Они создают благоприятный эмоциональный фон, что улучшает эффективность коррекционного воздействия. Каждый педагог, если ему известно состояние детей и рекомендации врача-офтальмолога, может подбирать индивидуальные задания. Список литературы: 1. Л.И.Плаксина «Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения» М. Город,1998 год. 2. Белова «Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников» Просвещение 1972 год 3.Зинкевич «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» СПб Детство-Пресс, 2004 год.
10 февраля 2021 в 22:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.