Творогова Жанна Геннадьевна учитель-логопед МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 146"

НРСХ средней степени. Речь «вызвали», а дальше?

НРСХ средней степени. Речь «вызвали», а дальше?

В прошлой статье я писала про НРСХ средней степени. Сегодня расскажу, чем средний  уровень отличается от тяжелого.

Итак, при НРСХ средней степени  дети используют в речи предложения из одного или двух слов с множеством ошибок. Они «выбирают» неправильные окончания или же вообще не изменяют слова в речи (по падежам, числам и родам). Таким детям неврологи ставят ЗРР — задержку речевого развития. Диагноз говорит о том, что ребенок отстаёт от сверстников.

Как логопед строит работу с детьми с НРСХ средней степени.

Основные логопедические направления работы — это развитие грамматики и обогащение лексики. Под грамматикой подразумевается умение изменять слова по падежам, числам, родам, лицам, использовать предлоги, образовывать новые слова, а под лексикой — количество слов, которые знает и может произнести ребенок.

Грамматика. Учим ребенка:

1) образовывать единственное и множественное число существительных (хата — хаты, оса — осы);

2) использовать глаголы в единственном и множественном числе, образовывать единственное и множественное число глаголов (бежит — бегут)

3) изменять слова по падежам. Этапы: В. п. — «Вижу маму», Р. п. — «Нет мамы» , Дат. п. — «Даю белке», Творит. п. — «Любуюсь белкой», Предл. п. — «Думаю о белке». После отработки каждого падежа работаем над умением правильно использовать окончание в беседе с опорой на картинки или игрушки.

4) использовать числительные (1 слива, 2 сливы, 3 сливы и т.д.)

5) согласовывать существительные с прилагательными (большой дом, большие дома, большая груша, а не «желтый футболка» или «зеленая лист»).

Детей с НРСХ средней степени  нужно учить всему, чему остальные дети учатся без посторонней помощи. В норме к 3,5 годам дети уже практически без ошибок выбирают окончания.

Весь процесс овладения грамматикой может занять много времени: не месяц и не два, а год или даже больше, в зависимости от частоты и регулярности работы.

В работе логопед использует и игрушки, и распечатанные материалы, так как ребенка нужно потихоньку приучать к учебной деятельности. Даже 5 минут может быть достаточно.

Лексика

Во время работы над грамматикой логопед подбирает определенные лексические темы. В детском саду темы расписаны по месяцам: осень, овощи и фрукты, домашние животные, дикие животные, детский сад и т. д. В частной практике логопед может придерживаться своего тематического плана.

В последнее время стали популярны тематические сенсорные подносы. Впервые об этом прочитала у М. Лынской. С помощью таких подносов можно работать и над грамматикой, и над лексикой, и делать артикуляционную гимнастику более интересной.

Все эти этапы каждый ребенок может проходить в своем темпе: кому-то потребуется полгода, кому-то полтора. Но при постоянном повторении и с разнообразием игр ребенок начнет говорить правильно и без ошибок.

5 мая 2020 в 14:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.