Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика по Лынской М. И. как прием нейростимуляции.
Набирает популярность теория «сенсорной интеграции», разработанная западным психологом, специалистом по детскому развитию Джин Айрес. Данная теория основана на системном подходе к функционированию мозга и помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребёнка.
Отечественный логопед Лынская М. И. адаптировала метод сенсорной интеграции к решению речевых задач в работе с детьми, имеющими речевые нарушения и разработала метод сенсорно-интегративной логотерапии.
Важно отметить, что в работу включаются все сохранные анализаторы – тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные.
Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность каждого ребёнка в осознании себя и окружающего мира, обеспечивает развитие сенсорных, моторных, речевых и познавательных возможностей у детей с ТНР, позволяет им социализироваться. Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения, вся работа строится на интересах ребёнка и зависит от его эмоционального состояния, что соответствует требованиям ФГОС.
Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь, свои, речевые задачи.
Одним из направлений сенсорно-интегративной логопедической работы по Лынской М. И. является сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.
Упражнения направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности. Например: удерживать губами веточку укропа, сплёвывание с языка различных специй.
Описанные комплексы могут использоваться как часть индивидуальных или групповых занятий, или же являться самостоятельными занятиями, т. к. при неоднократном повторении каждого упражнения на один комплекс уходит до 30 минут. Простота и отсутствие специализации позволяет использовать данные комплексы как с детьми без речевых нарушений с целью развития артикуляционных возможностей для подготовки к школе, улучшения дикции, так и с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы, интеллекта и пр. В этих случаях, целью занятий с использованием данных комплексов будет общее улучшение речевых возможностей, подготовка к овладению навыками письма и чтения.
Важным принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом, как в традиционной системе
Таким образом, выполняя упражнения из предложенных комплексов,решаются следующие задачи:
— активизируется небно-глоточное смыкание, что способствует устранению гиперназализации;
— растягивается подъязычная складка («уздечка») языка, позволяя выполнять артикуляционные движения с большей амплитудой;
— дифференцируется носовой и ротовой выдохи, что положительно влияет на длину и силу фонационного выдоха;
— улучшаются показатели координации, точности, темпо-ритмические характеристики артикуляционных движений, что способствует улучшению четкости произношения;
- повышается качество обратной связи от артикуляционных органов, что способствует преодолению апраксии.
Комплексы сенсорно- интегративной артикуляционной гимнастики
(за основу взята методика Лынской М. И.)
«Развлекашки- вкусняшки»
Комплекс 1. Осень - «Фрукты- овощи»
1. «Кислый лимон», «Сладкий апельсин» (облизывание кружка лимона- апельсина по кругу)
2. «Вкусное варенье» (слизывание языком варенья с десертной, чайной ложек, с блюдца)
3. «Фруктовый шарик» (перекатывание виноградины во рту от щеки к щеке)
4. «Медовое наслаждение» (Слизывание меда с ложек разной величины)
5. «Чашечка с соком» (удерживание капелек сока в язычке- чашечке)
6. «Фрукты- овощи» (снятие зубами, губами, языком кусочков с зубочистки)
7. «Бобовые истории» (сплевывание с губ, языка фасоли, гороха)
8. «Узнай по запаху, вкусу» (угадывание фруктов и овощей)
Комплекс 2. Зима- «Продукты питания»
1. «Кокосовый снег» (сдувание кокосовой стружки, не надувая щек)
2. «Сушки- баранки» (просовывание узкого языка в дырочку, удержание маленькой сушки в «чашечке», удерживание сушки на широком языке)
3. «Находим гриб» (прижать круглую конфетку к твердому небу, удерживать какое – то время)
4. «Крупинка к крупинке» (удерживать рисинку (греча, перловка) кончиком языка, придерживая ее внутри рта у нижних зубов)
5. «Бабушкины блины» (похлопать по широкому расслабленному языку на нижней губе ложкой или шпателем)
6. «Усачи» (удерживать хлебную палочку между верхней губой и носом, кончиком языка на носогубной складке)
7. «Вкусный сок, кисель» (пить через коктейльную трубочку)
8. «Бабушкины сухарики» (перекатывать квадратный сухарик от щеки к щеке, удерживать в «чашечке»
9. «Кондитерские радости» (облизывать круглое ребристое печенье по кругу)
Комплекс 3. Зима «Сказочный мир»
1. «Дракон» (дуть на полоску из бумажной салфетки, приклеенной на кончик языка)
2. «Карлсон и варенье» (слизывание варенья с ложек разной величины, блюдечек)
3. «Колобок» (перекатывание виноградинки от щеки к щеке)
4. «Живая вода» (сглатывание капелек сладкой воды, капнутой из пипетки на корень языка)
5. «Волшебные камешки» (перекатывание маленьких конфет- камушков от щеки к щеке, удержание их в «чашечке», прижатие языком к твердому небу, к нижним зубам- язык «горкой»)
6. «Волшебная палочка феи» (удержание хлебной палочки на языке вдоль - поперек, между зубами, губы в улыбке)
7. «Острые зубы волка из Красной Шапочки»(покалывание языка пластиковой вилкой)
8. «Снежки Снежной королевы» (сдувание ватного шарика с кончика носа, язык «чашечкой»
Литература: Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика: Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста. – М.: ПАРАДИГМА, 2016.