Творогова Жанна Геннадьевна учитель-логопед МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 146"
Игровые упражнения для развития речевого дыхания.Игровые упражнения для развития речевого дыхания. 1. Насос На вдох медленно поднять руки вверх через стороны, на выдох так же медленно их опустить произнося «с-с-с». 2. Лети, бабочка! Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки. Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. — Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. — Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. 3. «Горячий чай» Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха. Оборудование: стаканчики из цветного картона. Ход игры: детям выдаются картонные стаканчики и предлагается подуть, чтобы остудить чай. Инструкция: Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю! 4. «Эхо» Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Ход игры: Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая тихо отзывается: а. Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т.д. 5. «Лопнула шина» Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг "шину" На выдохе дети произносят медленно звук "ш-ш-ш". Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох. 6. «Воздушный шар» Выполнение упражнения аналогично упражнению "Лопнула шина", но во время выдоха дети произносят звук "ф ф ф". 7. «Холодный ветер» Поднести ладонь к губам, широко улыбнувшись, длительно произносить звук С. Ладонь поднести ко рту, ощутить холодную струю воздуха. «Зимой ветер был холодный, неласковый Вот такой». 8. «Теплый ветерок» Поднести ладонь к губам и, вытянув губы вперед в виде рупора, длительно произнести звук Ш. Ладонь поднести ко рту, ощутить теплую струю воздуха. «А теперь ветерок стал теплым и ласковым. Всех вокруг обогреет, порадует: цветам расправит лепестки, пригладит травку на лугу, поможет птичкам на лету. Вот он какой». 9. «Душистый цветок» Поднеси к носу цветок, и сделать глубокий вздох носом, а выдох ртом. Одновременно на выдохе произнести фразу: Ах,как приятно пахнет! А кто это летит - Крылышками машет, Над цветочком пляшет? 10. Звуки вокруг нас Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы. Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в такую игру. - В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А А А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной. Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе. 11. Пой со мной! Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э. Ход игры: Сначала педагог предлагает детям вместе с ним спеть «песенки». - Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!» Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество «песенок» можно увеличивать. - Вот вторая песенка: «У-У-У!» Теперь «0-0-0!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!» Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе. Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка. 9 декабря 2019 в 22:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.