По мнению физиолога Е.Н. Винарской, эмоциональныйдискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи.Вот почему логопеду так важно обеспечить назанятиях положительный настрой и поддержать интерес к изученным ранееупражнениям. Здесь на помощь может прийти сказка.
Все люди на свете любят сказки. И любовь этаначинается в детстве. Волшебные, веселые и даже страшные они всегда интересны.«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — писал А.С. Пушкин. И действительно, в сказке всегдаесть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет. Так почему бы не использовать егодля исправления детской речи?
К одним из наиболее важных принципов в работе сдетьми, особенно в логопедических группах, можно отнести принцип повторяемости,что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те жеупражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку. Длятого чтобы заинтересовать детей, все упражнения объединены в небольшие сказки.
Авторскиесказки
Предлагаемые сказки придуманыавтором для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционныйуклад звуков ([к] – [г] — [х]; [ш] — [ж]— [ч] — [щ]; [л]; [р]), и для пассивной артикуляционной гимнастики. Сказкипонравились детям и дали положительный результат. Истории с движениями, какправило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принципактивности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, чтослышит; 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Можнорассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Полезно, чтобы детиповторили сказку на вечерних занятиях с воспитателем. Подобное закреплениематериала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционнымзаданием по развитию связной речи.
Храбрый комар
(для пассивной артикуляционнойгимнастики)
Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистилсвой хоботок вот так.
«Хоботок»*(Здесь и далее указаны названия упражнений, приведенных в приложении.)
А потом он весело улыбался себе.
Губы фиксируются двумя пальцами.
И всем насекомым, которые жили рядом с ним.
Губы фиксируются четырьмя пальцами.
Но однажды поселилась рядом лягушка, она широкооткрывала рот и тем очень пугала насекомых.
Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на нее. Он сделал страшнуюмордочку, сверкая чистым хоботком.
Верхняя губа поднимается так, чтообнажается верхняя десна, положение фиксируется двумя пальцами.
Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, онадаже испугалась и открыла от удивления рот.
Нижняя губа опускается так, что обнажаютсядесны, положение фиксируется двумя пальцами.
Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые сталитрубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя.
«Веселая змейка».
А комар в ответ помахивал своим чистым хоботком.
Язык выпячивается вперед.
С тех пор все насекомые по утрам стали чистить свои хоботки и вытягиватьвперед язычки.
Прекрасная Обжорка
(к комплексу упражнений для отработки звуков [к] — [г] — [х]).
Гусеничка Обжорка всевремя хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения; и листочки,и цветочки, и веточки, и плоды.
А наевшись, сладко засыпала. Итак было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к нейтянул свой хобот слон.
«Хоботок».
Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.
«Улыбочка»
И слон решил удалиться подальше, чтобы ненарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.
—Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себяв зеркальце, сказала гусеничка. — Ой, какойу меня бледный вид!
И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когдавернется слон.
«Лопатка» и «Иголочка».
Она очень сильно проголодалась и тут жепринялась за еду. Она ела, ела и ела... Но вскоре она опять взглянула в зеркалои принялась чистить зубы, ожидая слона.
«Почистим зубки» и «Посчитаем нижниезубки».
Затем Обжорка немножко посердилась,
«Кискасердится».
свернулась катушечкой и сладко уснула.
«Катушка».
Настало время для Обжорки превратиться в куколку. Иветочка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивалавверх-вниз, как на качелях.
«Качели».
В один прекрасный миг вылетела из куколкипрекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когдаона пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а онзатаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.
Трудолюбивая божья коровка
(к комплексу упражнений для отработки звуков [ш] — [ж] — [щ] —[ч])
Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своегодомика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось ипощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьейкоровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе сталинад ней посмеиваться.
—Какая же ты божья коровка, если у тебянет черных пятнышек, —говорили они.
—да ты просто красный жук, — вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышкоснова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, иони стали улыбаться друг другу.
«Улыбочка».
—Чтобы у тебя появились пятнышки, нужноочень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанныев книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.
«Непослушныйязычок».
И он стал ровным, как лопаточка.
«Лопатка».
Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она нерастерялась:
сложила свой язычок чашечкой
«Чашечка».
и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку сбубликом
«Бублик»,
и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,
«Лошадка».
веселого маляра,
«Маляр».
грибок
«Грибок».
и даже гармошку.
«Гармошка».
Божья коровка так увлеклась работой, что и незаметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
—Божья коровка, пора ложиться спать, — обратилось к ней солнышко.
—Хорошо, солнышко, давай я угощу тебявареньем за такую чудесную книжку, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем
«Вкусноеваренье».
и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок. «Грибок».
А утром произошло чудо! Божья коровкавылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жителиполяны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждомупрокатиться на парашютике.
«Парашютик».
Божья коровка первая попросила одуванчика прокатитьее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленькими иблестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жителиполяны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.
Загадочная бабочка
(к начальному комплексу артикуляционной гимнастики пристертой дизартрии)
Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаетепочему? да потому, что она оченьлюбила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды нашабабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая приэтом свой клюв.
«Птенчик».
А бабочка ему говорит:
Явился в желтой шубке:
—Прощайте, две скорлупки!
Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?»
А бабочка все свое:
Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка
Улыбается от ушка до ушка.
Птенчик стал уже улыбаться, как Лягушка.
«Улыбочка».
А еще знаешь, про что-нибудь большое? — спросил он.
И тут бабочка не растерялась:
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост,
Спереди у зверя —хвост большой.
Ну, конечно, это он!
Ну, конечно, это...
—Слон! — закричал весело птенчик.
«Хоботок».
—Вот теперь я вижу, ты в полном порядке!Скажи, почему ты так громко плакал? — спросила бабочка.
—Я остался один, потому и плакал.
Рядом с птенчиком стояла маленькая Лопатка. И бабочка сразу загадала новуюзагадку:
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
делать горку, строить дом.
—Это про мою лопатку.
«Лопатка»
Я отгадал. А еще знаешь? - спросил птенчик.
Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму,но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные... (шары).
И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он всеравно сдувался.
«Надуй игрушку».
Они даже пошлепали свои язычки,
«Непослушный язычок».
но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался,из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разныестороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.
«Расческа».
Затем друзья покачались на качелях.
«Качели».
И не заметили, как время прошло.
—А что всегда идет, а с места не сходит? — спросила бабочка.
И снова отгадал птенчик загадку, А тут и мама прилетела.
Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки ипригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.
Адаптированные сказки
Сказки адаптируются в соответствии сболее облегченными задачами восприятия и запоминания для детей речевых групп.Сюжетные линии сказок сохранены, но вот герои подобраны в соответствии супражнениями артикуляционной гимнастики.
Невоспитанный мышонок
Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил«доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу — не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошелон к маме и спросил:
«Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно бытьсо всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки,
«Почистим зубки».
причесался.
«Расческа».
Видит, зайчик на качелях качается.
«Качели».
Пошел он и громко пропищал:
«Доброе утро!»
Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальшепошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был.
«Язык-силач».
И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Оченьпонравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудьпоздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.
«Бублик».
Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула ему в ответ иполетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.
А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, чтоспоткнулся и покатился с горки.
«Горка».
Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили.
«Заборчик».
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают егопоиграть с ними.
Но мышонку некогда играть еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу ивидит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, отвечаетлетучая мышь, —добрый вечер, мышонок!» И мышонокзасвистел весело, как паровозик.
«Паровозиксвистит».
И побежал домой, чтобы мама неволновалась, что его нет так долго.
Кто поможет воробью
Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краюгнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.
«Птенчик».
Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на деревебыло, а дерево на горке.
«Горка».
Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь несмог —маленький еще был, не научился летать.Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.
«Веселаязмейка».
Помоги мне, -просит воробышек, — я из гнезда упал.
—Я бы рада тебе помочь, отвечала змейка, — но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко?Иди по тропинке, найдешь там помощь. — И уползла.
Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок.
«Катушка».
Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама-воробьиха - летает вокруг него, жалобно чирикает, во не можетподнять сыночка. Проскакала мимо лошадка, подставила копыто,
«Лошадка».
чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюютвместе, а придумать ничего не могут. Слышат стучит дятел.
«Барабанщик».
Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:
- Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них естьруки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.
Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют,
«Загнать мяч в ворота».
попросил у нихпомощи. Ребята подбежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не падал,а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них — благодарил.
заяц- огородник
История эта случилась в самомобыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный заяц. А случилось всётак. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочкипоказались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди самина огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел наполянку.
«Лопатка».
Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он — шипит рядом кто-то:
—Эй, заяц, ты чего тут делаешь?
-- Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, — отвечает заяц.
Змея сначала удивилась, а потом головку подняла,осмотрела всё и похвалила зайца.
«Веселаязмейка».
Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла.
«Грибок».
«Вот молодец», —удивилась белка и тут же совет дала:
—Только не забудь грядки сделать, чтобыкрасиво было. А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.
Только белка ушла —медведь идет да банку с вареньем несет.
«Вкусноеваренье».
Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает.Подошёл к нему и дал разумный совет:
—Смотри, рассаду не съешь. А я после придупосмотреть, что у тебя вырастет. — И ушел косолапый.
Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть устал очень.
Исполняются песенки: «а>, «о», «у», «и», «ы», «э».
А перед самим вечером смотрит — волк идет, чашечку несет.
—Ой, заяц, какой ты молодец! — заохал волк. — До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебечашка.
«Чашечка».
Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался
заяц, а наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее быловоду для поливки ковшиком черпать.
«Ковшик».
Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели,что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получиласьцелая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развестипо норкам.
«Лошадка».
Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут,Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.
Исполняется песенка змеи: «ш-ш-ш».
Сказка о Кляксе
Жила-была Клякса в темном дупле, она очень не любила показываться людям.
«Язычок набалкончике».
Почему? Да потому, что при ее появлениикаждый считал своим долгом воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасиваячерная Клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживатьсяв дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно!
Решила она принарядиться. Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасиласвою шляпку.
«Маляр».
Но все, кто ее видел, снова махали рукамии кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!»
«Язычок набалкончике».
Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку.
«Маляр».
Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса всиней юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила своедупло. Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым.
«Спрячь конфетку» и «Почистим зубки».
И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взялажелтой краски п покрасилась в яркийсолнечный цвет.
«Маляр».
Представляете! Конечно, себе в такомнаряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ейвстречался в ужасе кричал: «Какаяжелтая Клякса! Как блин!»
«Лопатка».
В это время пролетала Сова — мудраяголова.
«Часики».
Сова не узнала Кляксу в новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что этосовсем и не Клякса. «Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! сказалавежливо Сова. —Вы случайно не родственница Луны?» Кляксавпервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, чтоее приняли за Луну. И они вместе отправились качаться на качелях.
«Качели».