Творогова Жанна Геннадьевна учитель-логопед МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 146"

Свойства воды «Чипполино в гостях у детей»

 Средняя группа (4-5 лет), дети с логопедическим заключением: Недоразвитие речи системного характера легкой степени

Свойства воды  «Чипполино в гостях у детей»

 

Творогова  Жанна Геннадьевна

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад

компенсирующего вида № 146».

 

Место НОД в изучении темы: НОД проведена в соответствии с календарным планом образовательной работы по образовательной программе дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 146» для детей с ОВЗ (с нарушением зрения) по теме «Свойства воды».

Цель НОД: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Задачи приоритетной образовательной области:

Речевое развитие

· Обогащать активный словарь;

· Развивать связную, грамматически правильную диалогическую монологическую речь. Составлять рассказ по опорным схемам.

· Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

· Развивать фонематический слух.

· Автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи .

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие:

· Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми;

· Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную  отзывчивость;

· Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Физическое развитие:

· Развивать зрительное внимание, умение выделять несколько признаков одного объекта

· Развивать координацию речи с движением;

· Развивать общую и мелкую моторику.

Познавательное развитие:

· Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию;

· Познакомить детей со свойствами воды.

· Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и растений.

· Развитие условно-символической функции у детей.

· Познакомить детей с навыками проведения лабораторных опытов.

· Формировать познавательные действия. Бережное отношение к воде.

Планируемые результаты НОД:

Ребенок правильно употребляет предложно-падежные конструкции. Владеет навыками словообразования и словотворчества. Составляет рассказ по опорным схемам. Умеет применять правила и пользоваться инструкциями, узнает и называет объекты и явления окружающей действительности. Активно общается со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх, оценивает свои действия; способен договариваться,учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет различать условную и реальную ситуации. У ребенка развито зрительное  внимание и прослеживающая функция глаза. Развита общая и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими.

Предпосылки УУД: коммуникативные: умение слушать и отвечать навопрос, участвовать в совместной деятельности; познавательные: умениеориентироваться по условным обозначениям, выделять существенные признаки объектов окружающего мира; регулятивные: умение осуществлять действия по словесной инструкции взрослого и заданному плану; личностные: умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; умение оценивать свои действия, действия товарищей.

Оборудование для педагога: предметные картинки, зрительный тренажер, игрушка Чипполино, пустые стаканы, краска, сахар, соль, лимон.

Оборудование для детей: индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, стаканы с водой, с молоком(по количеству детей).

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; рассматривание иллюстраций по теме «Вода»; наблюдение за посадкой, произрастанием лука; наблюдение за водой на прогулке.

 

Этап 1. Мотивационно-побудительный (2 минуты)

Цель: активизация внимания, мотивация детей к проведению образовательной деятельности.

Л.: Ребята! Я сегодня шла в детский сад и встретила Чипполино. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что наступила весна, а у него так и не растут волосы-перышки. Я его ребята, успокоила и сказала, что мы сможем ему помочь. Поможем? Что нужно сделать, чтобы у лука появились перышки?  Давайте покажем Чипполино наш опыт с луком. Как мы его делали?

Д.: Ответы детей

Артикуляционная гимнастика (3 минуты)

Цель: развитие артикуляционного аппарата детей

Л: Ребята,  я  предлагаюпоказать Чипполино  какмы с вами умеем делать артикуляционную гимнастику.

· Улыбайся народ,

Потом губы - вперед!

И так делаем раз шесть

Все! Хвалю! Начало 

есть.

·  Язык широкий покажи

И лопатку подержи.

· Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком качать качели?

 

· Маятник туда, сюда

Делает вот так:  «Раз-

два».

· Дятел, дятел тук-тук-тук

Д-Д-Д-Д-Д

Ты чего стучишь, мой друг!

Д-Д-Д-Д-Д

Я не зря во рту стучу

Д-Д-Д-Д-Д

Звукам правильным учу.

Д-Д-Д-Д

Л:молодцы, ребята! Вы правильно и четко выполнили все упражнения

Д.: Выполняют артикуляционную гимнастику

Этап 2 Основной (20 минут)

Цель этапа: Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, без запаха, без вкуса. Совершенствовать знания детей о значение воды в жизни растений и человека. Обогащать словарный запас по теме.

Введение в образовательную ситуацию

Цель: Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов.

Обогащать словарь детей прилагательными,существительными, глаголами

Л: Чипполино присаживайся. Наши ребята еще мало знают о воде, но вместе, я уверена, мы все выясним. Чтобы больше узнать о воде, мы можем поиграть.

Опыт 1: «Вода это жидкость»

Л. Ребята, вода- это жидкость. Она течет.

Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой, Хотите, ребята, попробовать перелить воду из кувшина в стакан?

Ребята, дайте Чипполино попить.

Л. Вода-это жидкость, ее можно наливать, переливать. А что - бы вам, ребята, и тебе Чипполино, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске). Вода что делает? Вода какая? Ответы детей

Опыт 2: «Вода бесцветная»

Л. Какого  цвета молоко? А можно сказать про воду, что она белого цвета? Ребята, как вы считаете, какого цвета вода? Сейчас мы это проверим.

Возьмите игрушки и опустите их в воду. Мы видим игрушки - значит, вода не имеет цвета. Какая она? Ответы детей

Л. Правильно, вода не имеет цвета, она бесцветная и прозрачная (вывешивается символ этого свойства). Вода какая? Ответы детей.

Игра «Фокусники»

Цель: Умение мыслить, отгадывать фокус. Уточнение словаря по теме «Свойства воды» Развитие зрительного восприятия.

Ч:  Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Л: Сейчас я вам покажу фокус (накрываем бутылки платком). Теперь встряхнем их.

Давайте  вы тоже будите волшебниками. Посмотрите, вот перед вами прозрачные стаканы, в них налита прозрачная вода. Смотрите и повторяйте за мной.

А какого цвета вы хотите получить воду? Как вы это делаете? Как вы думаете , какой цвет понравится Чипполино? Почему?

Ответы детей.

Физкультминутка «Дождик»

Цель: координация речи с движением.

Цель: координация речи с движением.

Л:Сейчас весна, часто идет дождь. Давайте поиграем. Превратимся в капелки.

Капля раз,

(Прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два,

(Прыжок.)

Очень медленно сперва.

(4 прыжка.)

А потом, потом, потом

(8 прыжков.)

Все бегом, бегом, бегом

Мы зонты свои раскрыли,

(Руки развели в стороны.)

От дождя себя укрыли.

(Руки полукругом над головой.)

Гимнастика для глаз

Цель: тренировка двигательной функции глаза

Л: Ребята, как вы думаете какой формы Чипполино. Правильно – круглой. Давайте расскажем Чипполино какие геометрические формы мы с вами знаем

Д.: смотрят на тренажер для глаз, смотрят на указку логопеда. Ответы детей.

Опыт 3 «Вода безвкусная»

Цель: Развитие вкусовых рецепторов.

Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов.

Л:  А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус (детям предлагается кипяченая вода). Угостите  Чипполино водой, пусть он тоже попробует, Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая?

Л: Вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы ребята не забыли это и ты Чипполино, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды (символ вывешивается на доску).

А может ли вода быть вкусной? (логопед добавляет в стаканы вещество)

Д.: Ответы детей.

Опыт 4 «Вода не имеет запаха»

Цель: Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру.

Л: А теперь я предлагаю понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вода ни чем не пахнет, у нее нет запаха.(вывешивается символ этого свойства)

Д.: Нюхают воду. Сравнивают с духами.

Ответы детей.

Составление рассказа по опорным схемам

 

Л.А сейчас, ребята,давайте напомним Чипполино, что мы узнали нового на занятии

Д.: Дети рассказывают с опорой на символы.

Этап 3. Рефлексивно-корригирующий (3 минуты)

Цель: уточнить уровень достижения целей и задач НОД; получить обратную связь. Мотивировать и заинтересовать детей на самостоятельную дальнейшую деятельность вне рамок данной НОД.

Л: Ребята, смотрите у Чипполино выросли перышки, значит, ему надо пить много воды. Он благодарит вас и предлагает поесть лучок.

Д.: Гладят Чипполино. Кушают луковые перышки.

Информационные ресурсы:

Литература:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

2. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/авт.-сост. Е.А. Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2012.

3.Коррекционно – логопедическая работа с детьми 5-7 лет. Автор Э.Ф.Курмаева

4.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Автор Н.В.Нищева

5. Ковинько И.В. «Секреты природы-это так интересно»  Линка-Пресс 2004

Иллюстрации по теме «Свойства воды»:

Светлана Вохринцева. Окружающий мир. Дидактический материал «Весна». - Издательство «Страна Фантазий», 2006 г.

30 апреля 2017 в 13:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.