Творогова Жанна Геннадьевна учитель-логопед МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 146"
Свойства воды «Чипполино в гостях у детей»Средняя группа (4-5 лет), дети с логопедическим заключением: Недоразвитие речи системного характера легкой степени Свойства воды «Чипполино в гостях у детей»
Творогова Жанна Геннадьевна учитель-логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 146».
Место НОД в изучении темы: НОД проведена в соответствии с календарным планом образовательной работы по образовательной программе дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 146» для детей с ОВЗ (с нарушением зрения) по теме «Свойства воды». Цель НОД: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Задачи приоритетной образовательной области: Речевое развитие · Обогащать активный словарь; · Развивать связную, грамматически правильную диалогическую монологическую речь. Составлять рассказ по опорным схемам. · Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия. · Развивать фонематический слух. · Автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи . Образовательные задачи в интеграции образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие: · Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми; · Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость; · Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Физическое развитие: · Развивать зрительное внимание, умение выделять несколько признаков одного объекта · Развивать координацию речи с движением; · Развивать общую и мелкую моторику. Познавательное развитие: · Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию; · Познакомить детей со свойствами воды. · Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и растений. · Развитие условно-символической функции у детей. · Познакомить детей с навыками проведения лабораторных опытов. · Формировать познавательные действия. Бережное отношение к воде. Планируемые результаты НОД: Ребенок правильно употребляет предложно-падежные конструкции. Владеет навыками словообразования и словотворчества. Составляет рассказ по опорным схемам. Умеет применять правила и пользоваться инструкциями, узнает и называет объекты и явления окружающей действительности. Активно общается со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх, оценивает свои действия; способен договариваться,учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет различать условную и реальную ситуации. У ребенка развито зрительное внимание и прослеживающая функция глаза. Развита общая и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими. Предпосылки УУД: коммуникативные: умение слушать и отвечать навопрос, участвовать в совместной деятельности; познавательные: умениеориентироваться по условным обозначениям, выделять существенные признаки объектов окружающего мира; регулятивные: умение осуществлять действия по словесной инструкции взрослого и заданному плану; личностные: умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; умение оценивать свои действия, действия товарищей. Оборудование для педагога: предметные картинки, зрительный тренажер, игрушка Чипполино, пустые стаканы, краска, сахар, соль, лимон. Оборудование для детей: индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, стаканы с водой, с молоком(по количеству детей). Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; рассматривание иллюстраций по теме «Вода»; наблюдение за посадкой, произрастанием лука; наблюдение за водой на прогулке.
Этап 1. Мотивационно-побудительный (2 минуты) Цель: активизация внимания, мотивация детей к проведению образовательной деятельности. Л.: Ребята! Я сегодня шла в детский сад и встретила Чипполино. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что наступила весна, а у него так и не растут волосы-перышки. Я его ребята, успокоила и сказала, что мы сможем ему помочь. Поможем? Что нужно сделать, чтобы у лука появились перышки? Давайте покажем Чипполино наш опыт с луком. Как мы его делали? Д.: Ответы детей Артикуляционная гимнастика (3 минуты) Цель: развитие артикуляционного аппарата детей Л: Ребята, я предлагаюпоказать Чипполино какмы с вами умеем делать артикуляционную гимнастику. · Улыбайся народ, Потом губы - вперед! И так делаем раз шесть Все! Хвалю! Начало есть. · Язык широкий покажи И лопатку подержи. · Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком качать качели?
· Маятник туда, сюда Делает вот так: «Раз- два». · Дятел, дятел тук-тук-тук Д-Д-Д-Д-Д Ты чего стучишь, мой друг! Д-Д-Д-Д-Д Я не зря во рту стучу Д-Д-Д-Д-Д Звукам правильным учу. Д-Д-Д-Д Л:молодцы, ребята! Вы правильно и четко выполнили все упражнения Д.: Выполняют артикуляционную гимнастику Этап 2 Основной (20 минут) Цель этапа: Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, без запаха, без вкуса. Совершенствовать знания детей о значение воды в жизни растений и человека. Обогащать словарный запас по теме. Введение в образовательную ситуацию Цель: Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов. Обогащать словарь детей прилагательными,существительными, глаголами Л: Чипполино присаживайся. Наши ребята еще мало знают о воде, но вместе, я уверена, мы все выясним. Чтобы больше узнать о воде, мы можем поиграть. Опыт 1: «Вода это жидкость» Л. Ребята, вода- это жидкость. Она течет. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой, Хотите, ребята, попробовать перелить воду из кувшина в стакан? Ребята, дайте Чипполино попить. Л. Вода-это жидкость, ее можно наливать, переливать. А что - бы вам, ребята, и тебе Чипполино, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске). Вода что делает? Вода какая? Ответы детей Опыт 2: «Вода бесцветная» Л. Какого цвета молоко? А можно сказать про воду, что она белого цвета? Ребята, как вы считаете, какого цвета вода? Сейчас мы это проверим. Возьмите игрушки и опустите их в воду. Мы видим игрушки - значит, вода не имеет цвета. Какая она? Ответы детей Л. Правильно, вода не имеет цвета, она бесцветная и прозрачная (вывешивается символ этого свойства). Вода какая? Ответы детей. Игра «Фокусники» Цель: Умение мыслить, отгадывать фокус. Уточнение словаря по теме «Свойства воды» Развитие зрительного восприятия. Ч: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? Л: Сейчас я вам покажу фокус (накрываем бутылки платком). Теперь встряхнем их. Давайте вы тоже будите волшебниками. Посмотрите, вот перед вами прозрачные стаканы, в них налита прозрачная вода. Смотрите и повторяйте за мной. А какого цвета вы хотите получить воду? Как вы это делаете? Как вы думаете , какой цвет понравится Чипполино? Почему? Ответы детей. Физкультминутка «Дождик» Цель: координация речи с движением. Цель: координация речи с движением. Л:Сейчас весна, часто идет дождь. Давайте поиграем. Превратимся в капелки. Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.) Капля два, (Прыжок.) Очень медленно сперва. (4 прыжка.) А потом, потом, потом (8 прыжков.) Все бегом, бегом, бегом Мы зонты свои раскрыли, (Руки развели в стороны.) От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.) Гимнастика для глаз Цель: тренировка двигательной функции глаза Л: Ребята, как вы думаете какой формы Чипполино. Правильно – круглой. Давайте расскажем Чипполино какие геометрические формы мы с вами знаем Д.: смотрят на тренажер для глаз, смотрят на указку логопеда. Ответы детей. Опыт 3 «Вода безвкусная» Цель: Развитие вкусовых рецепторов. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов. Л: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус (детям предлагается кипяченая вода). Угостите Чипполино водой, пусть он тоже попробует, Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Л: Вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы ребята не забыли это и ты Чипполино, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды (символ вывешивается на доску). А может ли вода быть вкусной? (логопед добавляет в стаканы вещество) Д.: Ответы детей. Опыт 4 «Вода не имеет запаха» Цель: Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру. Л: А теперь я предлагаю понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? Вода ни чем не пахнет, у нее нет запаха.(вывешивается символ этого свойства) Д.: Нюхают воду. Сравнивают с духами. Ответы детей. Составление рассказа по опорным схемам
Л.А сейчас, ребята,давайте напомним Чипполино, что мы узнали нового на занятии Д.: Дети рассказывают с опорой на символы. Этап 3. Рефлексивно-корригирующий (3 минуты) Цель: уточнить уровень достижения целей и задач НОД; получить обратную связь. Мотивировать и заинтересовать детей на самостоятельную дальнейшую деятельность вне рамок данной НОД. Л: Ребята, смотрите у Чипполино выросли перышки, значит, ему надо пить много воды. Он благодарит вас и предлагает поесть лучок. Д.: Гладят Чипполино. Кушают луковые перышки. Информационные ресурсы: Литература: 1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. 2. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/авт.-сост. Е.А. Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2012. 3.Коррекционно – логопедическая работа с детьми 5-7 лет. Автор Э.Ф.Курмаева 4.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Автор Н.В.Нищева 5. Ковинько И.В. «Секреты природы-это так интересно» Линка-Пресс 2004 Иллюстрации по теме «Свойства воды»: Светлана Вохринцева. Окружающий мир. Дидактический материал «Весна». - Издательство «Страна Фантазий», 2006 г. 30 апреля 2017 в 13:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.