Творогова Жанна Геннадьевна учитель-логопед МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 146"

ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ.

  Профилактика нарушений звукопроизношения у детей со зрительной

патологией.

 

Творогова  Жанна Геннадьевна

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад

компенсирующего вида № 146».

 

С каждым годом растет число детей с сочетанной патологией. К такой категории могут быть отнесены дети, имеющие сочетанные проявления первичной глазной патологии и тяжелого нарушения речи по типу «общего недоразвития речи (ОНР).  В задачу профилактики нарушений звукопроизношения входят раннее выявление и ранняя реабилитация лиц с речевыми нарушениями, а также «активная пропаганда педагогических и санитарно-гигиенических знаний среди населения для эффективной профилактики нарушений речи». Нарушение зрительной системы, имеющее столь важное значение для развития ребенка и его жизнедеятельности, наносит ущерб формированию психических процессов, двигательной сферы, физическому развитию ребенка. Зрительная патология влияет на формирование речи дошкольников.

В дошкольном учреждении  для формирования правильного звукопроизношения и развития  речи проводится  работа с детьми  сразу по нескольким направлениям:

1.Организация развивающей предметно-пространственной и речевой

среды в дошкольной образовательной организации для детей с

нарушением зрения.

2.Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.

3. Развитие речевого дыхания.

4. Развитие артикуляционного аппарата. Тренировка мышц языка.

5. Развитие зрительной ориентации, снятие зрительного утомления,

совершенствования центрального  и периферического зрения,

преодоление зрительных нарушений.

6. Взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам обучения и

воспитания детей с нарушениями зрения в семье.

 

 

1.Организация  развивающей предметно-пространственной и речевой среды в дошкольной образовательной организации для детей с нарушением зрения.

 

По организации речевой среды были определены педагогические условия формирования связной речи у детей с нарушением зрения.

К таковым отнесены:

а) подбор зрительной нагрузки с учетом возраста детей и разной остроты зрения;

б) дифференцированный подбор учебно-наглядных пособий с преимущественными рекомендациями того или иного цвета и оттенка;

в) рекомендация зрительных упражнений с учетом офтальмологического диагноза;

г) грамотное взаимопроникновение разделов общеобразовательных и коррекционных программ в структуре целостного инклюзивного образования:

д) вариативное усложнение видов работы;

е) использование компьютерных технологий;

ж) оптимизация опоры на логико-смысловые связи в тексте.

Это в свою очередь, позволяет планировать адекватное содержание работы с детьми в условиях коррекционной работы. Реализация  модели формирования связной речи у дошкольников с НРСХ с глазной патологией в ДОУ улучшает перспективы преодоления системного недоразвития речи в дошкольном возрасте. Впоследствии,  в школьном возрасте, положительными последствиями такой работы может стать более качественная готовность к самостоятельным видам письма и к учебной деятельности в целом.

 

2.Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.

Звуковой анализ представляет значительные трудности для большинства детей.  Поэтому до начала  работы над звуковым анализом нужно проверить, все ли дети  усвоили понятие ряда: «справа», «слева», «перед»,  «за»,  «между», «в середине», «первый», «в начале», «последний», «в конце». Это знания, на которые необходимо опираться  при формировании навыков звукового анализа и синтеза. С теми , кто не усвоил, необходимо проводить специальные игры и упражнения в построении и анализе различных предметных рядов(герои сказки « Репка», построение детей, предметов).

 

Игры по развитию фонематического восприятия и первоначальных

навыков звукового анализа у детей от 4 лет и старше.

v Игра  на умение дифференцировать контрастные по звучанию музыкальные игрушки «Дудочка и трещетка». Ребенку дают послушать, какой голос у каждого из двух предметов, затем воспроизводят звук за ширмой. Потом просят отгадать какой инструмент звучал.

v Игры на ознакомление с понятием «звук», «слово». Звуки мы слышим. Из звуков получаются слова. Слова бывают длинные – в них много разных звуков и короткие - в них мало звуков. Слово «кот» короткое, и в нем мало звуков. Слово же «будильник» - длинное, в нем много звуков. Теперь скажите, какое слово длиннее: «сом» или «пингвин», где больше звуков? Придумайте слова, в которых много звуков(длинные слова), мало звуков (короткие слова).

v Игры на различение изолированных речевых звуков. Это игры типа поймай звук. Ребенку предлагается хлопнуть , когда он услышит в слове заданный звук.

v Игры на выделение первого гласного звука  в словах  :  А Аня, аист…; ООля, ослик….; У – утка  ,  улица….; И- ива, Игорь…. и т.д.

v Игры на выделение согласных звуков из конца слов :  мак, ослик К; кот, бегемот Т; дом, гном – М и т.д. На начальных этапах нужный звук выделять голосом.

v   Игры на выделение гласных звуков из конца слов:

дома, стена, лиса – А; столы, блины, киты – Ы; пироги, сапоги - И;  кольцо, яйцо, пальто – О; кенгуру - У. На начальных этапах нужный звук также  выделять голосом.

v Игры на выделение первого согласного звука из начала слов.

Сначала детям проще выделять взрывные согласные вне слияния с гласными (П – платье, К - кнопка). Потом можно предлагать выделение щелевых [Ф, Ф', В, В', С, С', З, З', Ш, Ж, Щ, Х, Х'] и смычно-проходных [М, М', Н, Н', Л, Л'] звуков из позиции сначала вне слияния с гласными (С – слон, Ш - шкаф) и только после этого при слиянии с гласными (С – сок, М – муха).  

v Игра на выделение кол-ва слогов в словах «Построим пирамиду». Построить пирамиду из картинок. В нижний ряд нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей(машина…), во второй ряд – из двух частей (рыба…), в верхний ряд- картинку, название которой не делится на части (гусь…).

v Игра на дифференциацию звуков «З» , «Ж» - «Звенит –жужжит».Дети придумывают слово в названии которого есть звук «З» или «Ж». Если в слове есть звук «З» , то говорят – звенит ,если звук «Ж» - жужжит.

v  Игра на обучение слоговому анализу слов. Каждому ребенку дается слово, которое он должен отстучать или отхлопать.

v Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка». Конечный звук предыдущего слова  - это начальный звук (весна  - автобус – слон – нос - сова).

v Игра с передачей мяча  «Мяч передавай – слово называй» . Назвать слово на заданный звук. Следующий игрок самостоятельно  придумывает слово на этот же звук и передает мяч  дальше.

v Игра  «Тихо – громко». Мы катались по горам . Пели  тут и пели там.  Пропевание заданного звука по демонстрации  учителя-логопеда. Сила голоса  соизмеряется с направление движения руки (вверх -на горку, вниз – под горку).

v Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем  - раз! И два – мы распутаем слова!» Бросая мяч детям логопед произносит слова , а дети , возвращая мяч , их повторяют. Затем слова запутывают, переставляя слоги. А дети должны их распутать. (реталка – тарелка, накомта – комната.

v Игра «Разноцветные мячики». Красный – гласный.  Синий – согласный. Ребенок называет  слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красный, а если мяч синий , то называет слово, начинающееся с  согласного звука.

v Игра с перебрасыванием мяча  «Сто вопросов – сто ответов с буквы А (И, В…..).Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука. ( Как тебя зовут? – Ира.  Фамилия? – Иванова. Где ты живешь? – В  Иванове. Что там растет? – Инжир. Какие птицы там водятся?- Иволги. Какой подарок ты купила? – Ириски, игрушки).

 

 

3.Развитие речевого дыхания

 Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Речевое дыхание отличается от  обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание  - это  управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения.  

 

Дыхательные упражнения с движениями.

 

v Сделать вдох носом, разводя руки в стороны и прогибаясь немного назад. Наклонить туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. На медленном выдохе через рот, произносить ф-ф-ф-у-у-у.

v Вдох носом, наклонить туловище вперед, правой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении на медленном выдохе произносить ха-хо-ху. Выпрямиться, вдохнуть, наклонить туловище, пытаясь левой рукой достать ступню правой ноги. На выдохе произносить фа-фо-фу.

v Упражнение «Китайский болванчик» Стоя, ноги на ширине плеч. Вдохнуть, запрокинув голову назад, на выдохе произносить четко: БА-БО-БЭ. Принять исходное положение, вдохнуть, медленно наклонить голову до соприкосновения подбородка с грудью и произносить на выдохе: НА-НО-НЭ. Принять исходное положение, вдохнуть и, наклоняя голову влево, произносить на выдохе:  МА-МО-МЭ. Принять исходное положение, вдохнуть и, наклонив голову вправо, произносить на выдохе: КА-КО-КЭ

v Упражнение «Лыжник». Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движение лыжника, отталкивающегося палками. Каждый слог соответствует одному вдоху и выдоху. СУ-СО-СА-СЭ-СИ-СЫ. Вып. 5 раз.

v Упражнение «Насос».  Выполнять стоя. Ноги на ширине плеч. Мысленно нажимать на рукоятку насоса,  на выдохе произносить звук «С»(«Ш», «Ф»).Каждый звук соответствует одному вдоху и выдоху: С-С-С-С-С(5 раз).

v Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произносить «пффф».

 

4. Развитие артикуляционного аппарата. Тренировка мышц языка.

 

Язык часто бывает малоподвижным и вялым, что приводит к потере разборчивости речи, ее невнятности. При выполнении упражнений следует добиваться свободных и целенаправленных движений языка, губы и челюсти должны быть неподвижными. Важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношений – работа по подготовке артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись.  Артикуляционную гимнастику выполняют сидя : в таком положении тело не напряжено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых движений.

 

«Лопата»- расслабление и распластывание языка в форме «лопаты», при этом язык лежит на нижней губе.

«Чашечка»- поднять боковые края языка к верхним коренным зубам до образования по центру желобка.

«Змейка» - быстро высовывать язык наружу, затем подтягивать за нижние зубы. Губы и челюсти неподвижны.

«Болтушка»- движение широким языком вперед- назад по верхней губе, а затем по верхним зубам с голосом.

«Лошадка»- пощелкивать языком (присасывать язык к небу и оттягивать вниз, чтобы получился щелчок)

«Дятел»- частое постукивание кончика языка о верхние зубы и десну: да-да-дадд, ло-ло-лолл, лу-лу-лулл, ла-ла-лалл,….

«Обезьянка»- круговое движение языком между губами и зубами с закрытым ртом. Тоже в противоположном направлении.

«Качели»- удерживать широкий и узкий язык на нижней и верхней губе, за верхними и нижними зубами.

«Часики»- движение языка вправо и  влево,  дотрагиваясь до уголков рта (улыбка, ротик широко открыт).

«Маляр»- водить кончиком  языка, как кистью, по небу вперед-назад. Сильно надавливать кончиком языка на твердое небо.

«Накажем непослушный язычок» - покусывать кончик языка по всей поверхности.

«Вкусное варенье» - приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!

«Чистим зубки» - улыбнуться,кончиком языка «почистить» нижние и верхние зубы, делая движения из стороны в сторону, потом сверху вниз. Кончик языка широкий, челюсть неподвижна.

«Горка» - Широко открыть рот; широкий язык опустить за нижние зубы, упираясь в них языком; плотно прижать боковые края языка к верхним коренным зубам.

«Три ступеньки» - сделать чашечку языком, дотрагиваться до верхней губы- 1 ступень, до верхних резцов- 2 ступень, до верхних бугорков -3 ступень.

«Кошка лакает молоко» - язык – чашечка, занести чашечку в рот , делать движения не спеша, не опуская кончик и боковые края языка.

«Пила – жужжалка» - приоткрыть рот, ударить кончиком языка за верхними резцами и ,удерживая так язык, с силой подуть на него: Джи-Джи-Джи…

«Дождик» - стучать кончиком языка в бугорки за верхними зубами: Т-Т-Т… Контролировать толчки воздуха от каждого удара, не опускать кончик языка, стараясь достать до  «тучки».

 

5. Развитие зрительной ориентации, снятие зрительного утомления, совершенствования центрального и периферического зрения, преодоление зрительных нарушений.

 

Дети с нарушением зрения особенно нуждаются в тренировке глазных мышц. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка. Тем самым создаются условия для профилактики переутомления глаз и их заболеваний.

Виды зрительной гимнастики для глаз:

1. «Темное расслабление»

Детям закрыть ладонями глаза, добиваясь идеального черного цвета в глазах (очки снять).

2. «Диагональ»

Направить взор в левый нижний угол (взор в сторону плеча), затем моргнуть 3 раза, тоже самое повторить, направляя взор в правый нижний угол. Затем перевести взор в верхний левый угол, поморгать 3 раза, тоже самое повторить с переводом взора в правый верхний угол.

3. «Удивление»

Сильно зажмурить глаза, посмотреть в темноту. Затем широко открыть глаза, сделать удивленный вид.

4. «Расслабление».

Сильно зажмурить глаза, затем расслабить лоб и веки.

5. «Моргание».

Быстро закрывать и открывать глаза.

6.  «Вертикали».

Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы).

7.  «Горизонтали».

Перемещать взор то влево, то вправо (не поворачивая головы).

8.  «Вращение».

Вращать глазами по часовой стрелке, затем в обратную сторону. Закрыть глаза, отдохнуть.

9.  «Косые глаза».

Переводить взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно в медленном темпе (30-40 с).

10. «Метка на стекле».

Смотреть то на метку на стекле окна, то на предмет вдали на линии взора.

11. «Круговое движение головы».

Очень медленно производить круговые движения головой в одну сторону, затем в другую. Взглядом охватить как можно большое пространство.

12. «Двоение в глазах».

Смотреть на конец указательного пальца вытянутой руки. По средней линии лица  приближать палец, пока палец не начнет двоиться.

 

 

6.  Взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам обучения и воспитания детей с нарушением зрения в семье.

 

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей в дошкольном учреждении является тесное взаимодействие учителя-логопеда, педагогов и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.

Проводимые групповые родительские собрания  в начале, середине и конце учебного года  помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. 

 

 

 

.

Литература:

 

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

2. Коррекция нарушений фонетической стороны речи дошкольников. Голубева  Г.Г.

3. Учимся говорить правильно и красиво. Библиотека логопеда. И.А.Поварова

4. Воспитание у детей правильного произношения Фомичева М.Ф.

5. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. Библиотека журнала логопед. О.В. Бачина, Л.Н.Самородова. 2008г.

6. Развитие связной речи у детей с нарушением зрения.  Лапп Е.А.  Москва.Сфера 2006г.

7. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. Чевычелова Е.А. Волгоград . Учитель 2012г.

30 апреля 2017 в 13:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.