Творогова Жанна Геннадьевна учитель-логопед МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 146"
ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ.Профилактика нарушений звукопроизношения у детей со зрительной патологией.
Творогова Жанна Геннадьевна учитель-логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 146».
С каждым годом растет число детей с сочетанной патологией. К такой категории могут быть отнесены дети, имеющие сочетанные проявления первичной глазной патологии и тяжелого нарушения речи по типу «общего недоразвития речи (ОНР). В задачу профилактики нарушений звукопроизношения входят раннее выявление и ранняя реабилитация лиц с речевыми нарушениями, а также «активная пропаганда педагогических и санитарно-гигиенических знаний среди населения для эффективной профилактики нарушений речи». Нарушение зрительной системы, имеющее столь важное значение для развития ребенка и его жизнедеятельности, наносит ущерб формированию психических процессов, двигательной сферы, физическому развитию ребенка. Зрительная патология влияет на формирование речи дошкольников. В дошкольном учреждении для формирования правильного звукопроизношения и развития речи проводится работа с детьми сразу по нескольким направлениям: 1.Организация развивающей предметно-пространственной и речевой среды в дошкольной образовательной организации для детей с нарушением зрения. 2.Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия. 3. Развитие речевого дыхания. 4. Развитие артикуляционного аппарата. Тренировка мышц языка. 5. Развитие зрительной ориентации, снятие зрительного утомления, совершенствования центрального и периферического зрения, преодоление зрительных нарушений. 6. Взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в семье.
1.Организация развивающей предметно-пространственной и речевой среды в дошкольной образовательной организации для детей с нарушением зрения.
По организации речевой среды были определены педагогические условия формирования связной речи у детей с нарушением зрения. К таковым отнесены: а) подбор зрительной нагрузки с учетом возраста детей и разной остроты зрения; б) дифференцированный подбор учебно-наглядных пособий с преимущественными рекомендациями того или иного цвета и оттенка; в) рекомендация зрительных упражнений с учетом офтальмологического диагноза; г) грамотное взаимопроникновение разделов общеобразовательных и коррекционных программ в структуре целостного инклюзивного образования: д) вариативное усложнение видов работы; е) использование компьютерных технологий; ж) оптимизация опоры на логико-смысловые связи в тексте. Это в свою очередь, позволяет планировать адекватное содержание работы с детьми в условиях коррекционной работы. Реализация модели формирования связной речи у дошкольников с НРСХ с глазной патологией в ДОУ улучшает перспективы преодоления системного недоразвития речи в дошкольном возрасте. Впоследствии, в школьном возрасте, положительными последствиями такой работы может стать более качественная готовность к самостоятельным видам письма и к учебной деятельности в целом.
2.Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия. Звуковой анализ представляет значительные трудности для большинства детей. Поэтому до начала работы над звуковым анализом нужно проверить, все ли дети усвоили понятие ряда: «справа», «слева», «перед», «за», «между», «в середине», «первый», «в начале», «последний», «в конце». Это знания, на которые необходимо опираться при формировании навыков звукового анализа и синтеза. С теми , кто не усвоил, необходимо проводить специальные игры и упражнения в построении и анализе различных предметных рядов(герои сказки « Репка», построение детей, предметов).
Игры по развитию фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа у детей от 4 лет и старше. v Игра на умение дифференцировать контрастные по звучанию музыкальные игрушки «Дудочка и трещетка». Ребенку дают послушать, какой голос у каждого из двух предметов, затем воспроизводят звук за ширмой. Потом просят отгадать какой инструмент звучал. v Игры на ознакомление с понятием «звук», «слово». Звуки мы слышим. Из звуков получаются слова. Слова бывают длинные – в них много разных звуков и короткие - в них мало звуков. Слово «кот» короткое, и в нем мало звуков. Слово же «будильник» - длинное, в нем много звуков. Теперь скажите, какое слово длиннее: «сом» или «пингвин», где больше звуков? Придумайте слова, в которых много звуков(длинные слова), мало звуков (короткие слова). v Игры на различение изолированных речевых звуков. Это игры типа поймай звук. Ребенку предлагается хлопнуть , когда он услышит в слове заданный звук. v Игры на выделение первого гласного звука в словах : А – Аня, аист…; О – Оля, ослик….; У – утка , улица….; И- ива, Игорь…. и т.д. v Игры на выделение согласных звуков из конца слов : мак, ослик – К; кот, бегемот – Т; дом, гном – М и т.д. На начальных этапах нужный звук выделять голосом. v Игры на выделение гласных звуков из конца слов: дома, стена, лиса – А; столы, блины, киты – Ы; пироги, сапоги - И; кольцо, яйцо, пальто – О; кенгуру - У. На начальных этапах нужный звук также выделять голосом. v Игры на выделение первого согласного звука из начала слов. Сначала детям проще выделять взрывные согласные вне слияния с гласными (П – платье, К - кнопка). Потом можно предлагать выделение щелевых [Ф, Ф', В, В', С, С', З, З', Ш, Ж, Щ, Х, Х'] и смычно-проходных [М, М', Н, Н', Л, Л'] звуков из позиции сначала вне слияния с гласными (С – слон, Ш - шкаф) и только после этого при слиянии с гласными (С – сок, М – муха). v Игра на выделение кол-ва слогов в словах «Построим пирамиду». Построить пирамиду из картинок. В нижний ряд нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей(машина…), во второй ряд – из двух частей (рыба…), в верхний ряд- картинку, название которой не делится на части (гусь…). v Игра на дифференциацию звуков «З» , «Ж» - «Звенит –жужжит».Дети придумывают слово в названии которого есть звук «З» или «Ж». Если в слове есть звук «З» , то говорят – звенит ,если звук «Ж» - жужжит. v Игра на обучение слоговому анализу слов. Каждому ребенку дается слово, которое он должен отстучать или отхлопать. v Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка». Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук (весна - автобус – слон – нос - сова). v Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй» . Назвать слово на заданный звук. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше. v Игра «Тихо – громко». Мы катались по горам . Пели тут и пели там. Пропевание заданного звука по демонстрации учителя-логопеда. Сила голоса соизмеряется с направление движения руки (вверх -на горку, вниз – под горку). v Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем - раз! И два – мы распутаем слова!» Бросая мяч детям логопед произносит слова , а дети , возвращая мяч , их повторяют. Затем слова запутывают, переставляя слоги. А дети должны их распутать. (реталка – тарелка, накомта – комната. v Игра «Разноцветные мячики». Красный – гласный. Синий – согласный. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красный, а если мяч синий , то называет слово, начинающееся с согласного звука. v Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов – сто ответов с буквы А (И, В…..).Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука. ( Как тебя зовут? – Ира. Фамилия? – Иванова. Где ты живешь? – В Иванове. Что там растет? – Инжир. Какие птицы там водятся?- Иволги. Какой подарок ты купила? – Ириски, игрушки).
3.Развитие речевого дыхания Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание - это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения.
Дыхательные упражнения с движениями.
v Сделать вдох носом, разводя руки в стороны и прогибаясь немного назад. Наклонить туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. На медленном выдохе через рот, произносить ф-ф-ф-у-у-у. v Вдох носом, наклонить туловище вперед, правой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении на медленном выдохе произносить ха-хо-ху. Выпрямиться, вдохнуть, наклонить туловище, пытаясь левой рукой достать ступню правой ноги. На выдохе произносить фа-фо-фу. v Упражнение «Китайский болванчик» Стоя, ноги на ширине плеч. Вдохнуть, запрокинув голову назад, на выдохе произносить четко: БА-БО-БЭ. Принять исходное положение, вдохнуть, медленно наклонить голову до соприкосновения подбородка с грудью и произносить на выдохе: НА-НО-НЭ. Принять исходное положение, вдохнуть и, наклоняя голову влево, произносить на выдохе: МА-МО-МЭ. Принять исходное положение, вдохнуть и, наклонив голову вправо, произносить на выдохе: КА-КО-КЭ v Упражнение «Лыжник». Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движение лыжника, отталкивающегося палками. Каждый слог соответствует одному вдоху и выдоху. СУ-СО-СА-СЭ-СИ-СЫ. Вып. 5 раз. v Упражнение «Насос». Выполнять стоя. Ноги на ширине плеч. Мысленно нажимать на рукоятку насоса, на выдохе произносить звук «С»(«Ш», «Ф»).Каждый звук соответствует одному вдоху и выдоху: С-С-С-С-С(5 раз). v Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произносить «пффф».
4. Развитие артикуляционного аппарата. Тренировка мышц языка.
Язык часто бывает малоподвижным и вялым, что приводит к потере разборчивости речи, ее невнятности. При выполнении упражнений следует добиваться свободных и целенаправленных движений языка, губы и челюсти должны быть неподвижными. Важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношений – работа по подготовке артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя : в таком положении тело не напряжено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых движений.
«Лопата»- расслабление и распластывание языка в форме «лопаты», при этом язык лежит на нижней губе. «Чашечка»- поднять боковые края языка к верхним коренным зубам до образования по центру желобка. «Змейка» - быстро высовывать язык наружу, затем подтягивать за нижние зубы. Губы и челюсти неподвижны. «Болтушка»- движение широким языком вперед- назад по верхней губе, а затем по верхним зубам с голосом. «Лошадка»- пощелкивать языком (присасывать язык к небу и оттягивать вниз, чтобы получился щелчок) «Дятел»- частое постукивание кончика языка о верхние зубы и десну: да-да-дадд, ло-ло-лолл, лу-лу-лулл, ла-ла-лалл,…. «Обезьянка»- круговое движение языком между губами и зубами с закрытым ртом. Тоже в противоположном направлении. «Качели»- удерживать широкий и узкий язык на нижней и верхней губе, за верхними и нижними зубами. «Часики»- движение языка вправо и влево, дотрагиваясь до уголков рта (улыбка, ротик широко открыт). «Маляр»- водить кончиком языка, как кистью, по небу вперед-назад. Сильно надавливать кончиком языка на твердое небо. «Накажем непослушный язычок» - покусывать кончик языка по всей поверхности. «Вкусное варенье» - приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна! «Чистим зубки» - улыбнуться,кончиком языка «почистить» нижние и верхние зубы, делая движения из стороны в сторону, потом сверху вниз. Кончик языка широкий, челюсть неподвижна. «Горка» - Широко открыть рот; широкий язык опустить за нижние зубы, упираясь в них языком; плотно прижать боковые края языка к верхним коренным зубам. «Три ступеньки» - сделать чашечку языком, дотрагиваться до верхней губы- 1 ступень, до верхних резцов- 2 ступень, до верхних бугорков -3 ступень. «Кошка лакает молоко» - язык – чашечка, занести чашечку в рот , делать движения не спеша, не опуская кончик и боковые края языка. «Пила – жужжалка» - приоткрыть рот, ударить кончиком языка за верхними резцами и ,удерживая так язык, с силой подуть на него: Джи-Джи-Джи… «Дождик» - стучать кончиком языка в бугорки за верхними зубами: Т-Т-Т… Контролировать толчки воздуха от каждого удара, не опускать кончик языка, стараясь достать до «тучки».
5. Развитие зрительной ориентации, снятие зрительного утомления, совершенствования центрального и периферического зрения, преодоление зрительных нарушений.
Дети с нарушением зрения особенно нуждаются в тренировке глазных мышц. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка. Тем самым создаются условия для профилактики переутомления глаз и их заболеваний. Виды зрительной гимнастики для глаз: 1. «Темное расслабление» Детям закрыть ладонями глаза, добиваясь идеального черного цвета в глазах (очки снять). 2. «Диагональ» Направить взор в левый нижний угол (взор в сторону плеча), затем моргнуть 3 раза, тоже самое повторить, направляя взор в правый нижний угол. Затем перевести взор в верхний левый угол, поморгать 3 раза, тоже самое повторить с переводом взора в правый верхний угол. 3. «Удивление» Сильно зажмурить глаза, посмотреть в темноту. Затем широко открыть глаза, сделать удивленный вид. 4. «Расслабление». Сильно зажмурить глаза, затем расслабить лоб и веки. 5. «Моргание». Быстро закрывать и открывать глаза. 6. «Вертикали». Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы). 7. «Горизонтали». Перемещать взор то влево, то вправо (не поворачивая головы). 8. «Вращение». Вращать глазами по часовой стрелке, затем в обратную сторону. Закрыть глаза, отдохнуть. 9. «Косые глаза». Переводить взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно в медленном темпе (30-40 с). 10. «Метка на стекле». Смотреть то на метку на стекле окна, то на предмет вдали на линии взора. 11. «Круговое движение головы». Очень медленно производить круговые движения головой в одну сторону, затем в другую. Взглядом охватить как можно большое пространство. 12. «Двоение в глазах». Смотреть на конец указательного пальца вытянутой руки. По средней линии лица приближать палец, пока палец не начнет двоиться.
6. Взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам обучения и воспитания детей с нарушением зрения в семье.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей в дошкольном учреждении является тесное взаимодействие учителя-логопеда, педагогов и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях. Проводимые групповые родительские собрания в начале, середине и конце учебного года помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей.
. Литература:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. 2. Коррекция нарушений фонетической стороны речи дошкольников. Голубева Г.Г. 3. Учимся говорить правильно и красиво. Библиотека логопеда. И.А.Поварова 4. Воспитание у детей правильного произношения Фомичева М.Ф. 5. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. Библиотека журнала логопед. О.В. Бачина, Л.Н.Самородова. 2008г. 6. Развитие связной речи у детей с нарушением зрения. Лапп Е.А. Москва.Сфера 2006г. 7. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. Чевычелова Е.А. Волгоград . Учитель 2012г. 30 апреля 2017 в 13:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.